Опорный конспект и задания для закрепления
ОБРАЗ ЖИЗНИ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ, МНОГООБРАЗИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ГЛОВОНОГИХ МОЛЛЮСКОВ
Примеры
|
Гигантский кальмар архитеутис (18 м, до 2 т), самый древний – кораблик или наутилус, осьминоги
|
Тело (сегментация и другие особенности)
|
Голова, нога (преобразована в щупальца 8-10 штук и воронку), раковина разделена на камеры, часто редуцирована или внутренняя, может полностью отсутствовать, тело не закручено, в коже есть хроматофоры – могут изменять окраску
|
Система опоры (скелет)
|
Раковина разделена на камеры, часто редуцирована или внутренняя, у некоторых есть внутренний скелет (отдельные хрящи)
|
Мышечная система
|
Пучки мышц кожно-мускульного мешка, щупальца и воронка, через которую с виллой выталкивается вода из мантийной полости – реактивное движение
|
Пищеварительная система
|
Ротовое отверстие, глотка с двумя роговыми челюстями, слюнные железы, зоб, пищевод, желудок, , печень, «поджелудочная железа», кишечник, анальное отверстие. В прямую кишку впадает проток чернильного мешка (вещество это токсично)
|
Кровеносная система
|
Незамкнутая, имеет расширения между органами (лакуны), сердце на спинной стороне, состоит из желудочка и двух-четырех предсердий, хорошо развиты сосуды и система становится почти замкнутой, дыхательный пигмент – гемоциапин (содержит Cu)
|
Дыхательная система
|
Большие пластинчатые жабры
|
Нервная система
|
«Головной мозг» и нервы
|
Органы чувств
|
Глаза (у восьми- и десятиногих похожи на глаза позвоночных животных, у некоторых есть веки), органы равновесия – статоцисты, органы обоняния в основании жабр (обонятельные ямки), вкусовые рецепторы – по краю ротового отверстия и на щупальцах
|
Выделительная система
|
2-4 почки метанефридиального типа
|
Половая система
|
Раздельнополые, половые железы непарные
|
Развитие
|
Оплодотворение внутреннее, развитие прямое, многие заботятся о потомстве
|
Значение
|
Звено в цепи питания, пища человеку, остатки раковин используются в медицине, из чернильного вещества изготавливают китайскую тушь и краску сепию
|
1. Органы выделения моллюсков
А) почки
Б) метанефридии
В) протонефридии
Г) зеленые железы
2. К головоногим относятся
А) кальмар и каракатица
Б) кальмар и тридакна
В) осьминог и торедо
3. Головоногие моллюски передвигаются в воде
А) Кувырком
Б) Реактивным способом
В) При помощи ног
Г) При помощи щупалец
Д) Головой
4.Щупальца головоногих моллюсков покрыты
А) Щетинками
Б) Ресничками
В) Кутикулой;
Г) Присосками
Д) Раковиной
5. Найдите соответствие.
Выпишите характерные признаки для классов моллюсков:
I класс – Брюхоногие (или улитки)
II класс – Двустворчатые
III класс – Головоногие
A. Спирально-закрученная раковина
Б. Гермафродиты
B. Голова хорошо развита, имеет пару глаз и одну-две пары щупалец
Г. Раздельнополые
Д. Голова отсутствует
Е. Для дыхания используют растворенный в воде кислород
Ж. Имеется перламутровый слой 3. Дыхание легочное
И. Нога превратилась в венец щупалец на голове
К. Хорошо развито осязание
Л. Сифон
|