МНОГООБРАЗИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ

Опорный конспект и задания для закрепления материала

 

МНОГООБРАЗИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ

Критерии сравнения

Подкласс Чешуйчатые

Отряд Черепахи

Отряд Крокодилы

Примеры

Ящерицы (прыткая, живородящая, зеленая, желтопузик), агамы, гекконы, вараны (комодский, серый), хамелеоны, змеи (удав, питон, гадюка, кобра, уж), веретеница ломкая

Морские: суповая зеленая, кожистая, Бисса

Сухопутные: звездчатая, средиземноморская, дальневосточная, паучья, слоновая (самая большая)

Пресноводные: болотная (в КК РБ)

Крокодилы: нильский, миссисипский

Аллигаторы: каймановый, китайский, гавиаловый

Тело (сегментация и другие особенности)

Тело вытянутое, слегка сжатое с боков, голова, туловище, хвост и 2 пары подвижных конечностей с коготками (конечностей нет у ящериц – желтопузик и веретеница и змей); голова подвижна. Гадюка обыкновенная-живородящая

Костный панцирь – карапакс, состоящий из спинного и брюшного щитов (у большинства), голова спереди заостренная, при опасности – голова, шея и конечности втягиваются в карапакс; конечности у водных плоские, округлые с плавательными перепонками (ласты)

Тело вытянутое, сплюснутое в спинно-брюшном направлении, мускулистый хвост сжат с боков, кожа с роговыми шитками и костными пластинами

Система опоры (скелет)

В скелете развивается грудная клетка (есть рёбра), пояса конечностей и свободные 2 пары конечностей (у змей грудной клетки нет, ребра оканчиваются свободно

Скелет срастается с панцирем

Передние конечности пятипалые, задние с 4мя пальцами с плавательными перепонками

Передвижение

Бег на 4 конечностях, тело над почвой не высоко или ползание (чешуи помогают при движении

Плавание у водных, ползание на 4 конечностях, подтаскивая туловище

Ползание на 4 конечностях, подтаскивая туловище, в воде волнообразными движениями хвоста

Пищеварительная система

Хищники, зубы мелкие конические, сросшиеся с челюстями, у змей есть крупные (некоторые несут ядовитые железы, видоизмененные слюнные), кишечник открывается в клоаку

Хищники и травоядные, но зубов нет, челюсти покрыты роговым чехлом с режущим краем, у растительноядных есть зачаток слепой кишки, кишечник открывается в клоаку

Хищники, глотают пищу не пережевывая, регулируют сжатие челюстей, зубы крупные чередуются с мелкими, конические, каждый в отдельной челюстной ямке, кишечник открывается в клоаку

Кровеносная система

3х камерное сердце с неполной перегородкой

4х камерное сердце, кровь разделяется на артериальную и венозную ,и как следствие, высокий обмен веществ

Органы чувств

Глаза с веками (у змей срастаются, образуя пленку) и мигательной перепонкой (видят плохо змеи) зрение хорошее; орган обоняния, осязания и вкуса – раздвоенный язык (у змей), орган слуха – внутреннее и среднее ухо (слышат плохо змеи)

Хорошо видят (даже ночью) и слышат, ноздри при погружении закрываются специальными клапанами

Значение

Звено в цепи питания, многие ядовиты, регулируют численность грызунов и других животных, из яда готовят лекарственные препараты

Звено в цепи питания

Звено в цепи питания, используют шкуры (интенсивно истребляются)

 

На территории РБ 3 вида змей: уж, медянка (в КК РБ), гадюка

Категория: 8 КЛАСС | Добавил: olgatsalka1993 ()
Просмотров: 32
Всего комментариев: 0
avatar