Опорный конспект и задания для закрепления материала
МНОГООБРАЗИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ
Критерии сравнения
|
Подкласс Чешуйчатые
|
Отряд Черепахи
|
Отряд Крокодилы
|
Примеры
|
Ящерицы (прыткая, живородящая, зеленая, желтопузик), агамы, гекконы, вараны (комодский, серый), хамелеоны, змеи (удав, питон, гадюка, кобра, уж), веретеница ломкая
|
Морские: суповая зеленая, кожистая, Бисса
Сухопутные: звездчатая, средиземноморская, дальневосточная, паучья, слоновая (самая большая)
Пресноводные: болотная (в КК РБ)
|
Крокодилы: нильский, миссисипский
Аллигаторы: каймановый, китайский, гавиаловый
|
Тело (сегментация и другие особенности)
|
Тело вытянутое, слегка сжатое с боков, голова, туловище, хвост и 2 пары подвижных конечностей с коготками (конечностей нет у ящериц – желтопузик и веретеница и змей); голова подвижна. Гадюка обыкновенная-живородящая
|
Костный панцирь – карапакс, состоящий из спинного и брюшного щитов (у большинства), голова спереди заостренная, при опасности – голова, шея и конечности втягиваются в карапакс; конечности у водных плоские, округлые с плавательными перепонками (ласты)
|
Тело вытянутое, сплюснутое в спинно-брюшном направлении, мускулистый хвост сжат с боков, кожа с роговыми шитками и костными пластинами
|
Система опоры (скелет)
|
В скелете развивается грудная клетка (есть рёбра), пояса конечностей и свободные 2 пары конечностей (у змей грудной клетки нет, ребра оканчиваются свободно
|
Скелет срастается с панцирем
|
Передние конечности пятипалые, задние с 4мя пальцами с плавательными перепонками
|
Передвижение
|
Бег на 4 конечностях, тело над почвой не высоко или ползание (чешуи помогают при движении
|
Плавание у водных, ползание на 4 конечностях, подтаскивая туловище
|
Ползание на 4 конечностях, подтаскивая туловище, в воде волнообразными движениями хвоста
|
Пищеварительная система
|
Хищники, зубы мелкие конические, сросшиеся с челюстями, у змей есть крупные (некоторые несут ядовитые железы, видоизмененные слюнные), кишечник открывается в клоаку
|
Хищники и травоядные, но зубов нет, челюсти покрыты роговым чехлом с режущим краем, у растительноядных есть зачаток слепой кишки, кишечник открывается в клоаку
|
Хищники, глотают пищу не пережевывая, регулируют сжатие челюстей, зубы крупные чередуются с мелкими, конические, каждый в отдельной челюстной ямке, кишечник открывается в клоаку
|
Кровеносная система
|
3х камерное сердце с неполной перегородкой
|
4х камерное сердце, кровь разделяется на артериальную и венозную ,и как следствие, высокий обмен веществ
|
Органы чувств
|
Глаза с веками (у змей срастаются, образуя пленку) и мигательной перепонкой (видят плохо змеи) зрение хорошее; орган обоняния, осязания и вкуса – раздвоенный язык (у змей), орган слуха – внутреннее и среднее ухо (слышат плохо змеи)
|
Хорошо видят (даже ночью) и слышат, ноздри при погружении закрываются специальными клапанами
|
Значение
|
Звено в цепи питания, многие ядовиты, регулируют численность грызунов и других животных, из яда готовят лекарственные препараты
|
Звено в цепи питания
|
Звено в цепи питания, используют шкуры (интенсивно истребляются)
|
На территории РБ 3 вида змей: уж, медянка (в КК РБ), гадюка
|